Ситуация не типичная, однако в последнее время в Москве и других городах России подобные случаи встречаются все чаще. Смысл в следующем: вы отдаете автосалону б/у автомобиль на реализацию, а в итоге получаете… "дырку от бублика".
Печальная история
Николай Г. разместил объявление на auto.ru о продаже кроссовера Volkswagen Tiguan 2011 года выпуска. Как это часто бывает, первыми ему стали звонить не частные лица, а автосалоны. Предложение менеджера, представляющего автоцентр «1001 автомобиль», заинтересовало продавца автомобиля. Все складывалось в пользу автоцентра: расположение, вывеска, печати, реквизиты, невысокие комиссионные и уверения в том, что машина уйдет быстро.
Николай оставил в салоне машину, отдал документы и оба комплекта ключей, после чего вернулся домой и стал ждать звонка.
Прошел месяц, но машиной так никто и не заинтересовался. На звонки Николая в салоне отвечали, что «времена нынче не те», рассказывали про кризис и обещали, что со дня на день ситуация изменится.
Прождав еще месяц, мужчина принял решение забрать машину из автосалона. В офисе ООО «1001 автомобиль» его встретил лично учредитель и гендиректор компании, но это был совсем другой человек. Он и сообщил Николаю радостную новость: машина продана и в течение двух недель он получит причитающие ему деньги – 730 тыс. рублей.
Николай ездил в салон еще дважды: в первый раз в кассе не было денег, во втором случае на месте не было главбуха – ушел на больничный. Ждать больше не было желания: сразу после этого он обратился к юристам. Юрист составил досудебную претензию, которая грозила автосалону иском в случае неуплаты всей положенной суммы в течение семи дней.
В течение недели Николая исправно кормили «завтраками», но обещанных денег он так и не получил. В конце концов новый генеральный поведал грустную историю о том, что купил компанию недавно, причем с долгами. Он бы и рад выплатить Николаю деньги за проданное авто, но не может – их нет. Осталось лишь подождать, когда автосалон получит кредит в банке. Этими деньгами рассчитаются с клиентами (еще четырьмя автовладельцами, доверившими этой компании продажу своих машин).
Через два дня офис компании «1001 автомобиль» был опечатан, полицейские приступили к выемке документов и допросу нового гендиректора. Следователи отправили потерпевших писать заявления в ОВД "Хорошевский". И тут выяснилось, что их около сорока…
Схема мошенничества
По словам начальника 4-го отдела следственной части СУВД по САО Москвы Вадима Кулакова, общая схема мошенничества такова. Регистрируется юрлицо в форме ООО. Арендуются площадка для машин и место под офис. Дается реклама. Набираются менеджеры, которые бомбят засветившихся в объявлениях продавцов автомобилей звонками и СМС. Как правило, обещают продать машину быстро. Еще чаще сообщают, что на нее уже есть покупатель. Человек приезжает, заключает договор, отдает ключи и документы. И все, свою машину он больше не увидит. С большой долей вероятности – и деньги тоже.
Далее мошенники начинают «тянуть резину» — несколько недель или даже месяцев, как повезет. Сначала будут рассказывать, что автомобиль не продан. В тот момент, когда клиент заявляет, что забирает машину, сообщат, что машина продана. И снова включают «динамо». В конце концов могут выдать… аванс, после чего спектакль продолжается…
Мошенники называют этот этап «кормить лоха». Это ручная работа — держать пирамиду, гася нарастающий шум из обращений клиентов в полицию, антирекламы в сети и т. п. А новые «лохи» идут и идут.
Зарегистрированы случаи, когда деньги клиентам выплачивались. Но в одном таком случае продавец получил причитающую ему сумму, после того, как поговорил «по душам» с гендиром в его кабинете, а в другом – обратился в прокуратуру.
Работает «салон-пылесос» от трех месяцев до полугода, потом либо закрывается, чтобы открыться в другом месте и под другим названием, либо в результате возбуждения уголовного дела. Чем ближе к финалу, тем реже «кормят лохов» — смысла уже нет. За два-три месяца успевают продать 30-40 машин. Деньги – себе в карман.
Бесполезный суд
Как говорят в полиции, данная мошенническая схема расцвела пару лет назад. Мелкие автосалоны всегда обретались в полукриминальной зоне. А ввиду перспективы крупного и относительно легкого дохода потянулись в зону откровенно криминальную. При этом граждане уже стали отвыкать от беспредела «девяностых» — привыкли к цивилизованному бизнесу, расслабились. А тут еще кризис, который разогрел рынок подержанных автомобилей.
Неужели жуликов не пугает перспектива оказаться за решеткой? Как выяснилось, в полиции заявителям часто отказывают в возбуждении дела — говорят, что признаков мошенничества нет, а есть обычное неисполнение обязательств в рамках гражданско-правовых отношений. Тем более, что директор автосалона не прячется – исправно общается с правоохранительными органами, приходит в суд, стараясь доказать сложное материальное положение и свое искреннее желание расплатиться с клиентами.
Суд обяжет его возместить истцу ущерб. Взыскать что-то с ООО можно только при наличии у него имущества, которого, как правило, нет. И денег на счетах, как правило, тоже нет.
Впрочем, приговоры по аналогичным делам в Москве уже были — преступникам давали до десяти лет лишения свободы. Но брать с них было нечего. Текущие директора — зицпредседатели, подставные фигуры. А вот поймать главных бенефициаров схемы удается крайне редко.
Что делать?
Итак, что же делать тем, кому не отдают деньги в автосалоне? Обращаться не в территориальные ОВД, а в окружное Управление внутренних дел — в отдел борьбы с экономическими преступлениями. И готовиться к тяжелому и долгому разбирательству.
Но еще лучше – не связываться вообще с автосалонами, которые не являются официальными дилерами автомобильных брендов.
И еще один совет от полицейских: если решили связаться с салоном, ПТС отдавать нельзя — только копию. И только один комплект ключей. А оригинал ПТС привозить только на сделку с найденным автосалоном покупателем.
По материалам газеты «Коммерсантъ»